МКОУ "Тарутинская средняя школа"
п. Тарутино, Ачинский район, Красноярский край
  • Инклюзивное образование

    Создание условий для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов

    В связи с вступлением в силу  Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» введено понятие «инклюзивное образование» - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

    Для создания условий получения инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ) в Ачинском районе формируется сеть базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.

    Суть инклюзивного образования – внедрение ребенка с ОВЗ в нормальную среду, чтобы он мог получать не только знания, но и социальный опыт, принимать участие в коллективной внеурочной деятельности, общаться с детьми, не имеющими проблем со здоровьем.
    Главная идея инклюзивного обучения – акцент на ценности и уникальности каждого человека, внедрение в сознание детей мысли о том, что любой из них, несмотря на индивидуальные особенности, может учиться, общаться со сверстниками, заниматься творчеством, физической культурой и спортом. Социум открыт для всех, и наличие инвалидности не является значимым препятствием для активной жизни людей с такими проблемами.
    Для детей с ОВЗ инклюзивное образование – возможность не отрываться от семьи, находиться рядом со своими близкими, а не в специальном интернате, который может располагаться в десятках и сотнях километров от родного дома. Обучение в обычной школе позволяет им сохранять родственные связи, жить в семье, ощущать постоянную поддержку близких.
    Учебное заведение должно создать определенные условия инклюзивного образования, позволяющее успешно решать вопросы физической, психологической и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями.

    Нормативно правовые документы, регламентирующие инклюзивное образование обучающихся

    Локальные акты организации, регламентирующие инклюзивное образование обучающихся

    Контингент организации

    Общее количество обучающихся -135 чел., из них обучающихся с ОВЗ 18 чел. (12,4%), из них с инвалидностью - 4 чел. (22,2%).

    Среди обучающихся с ОВЗ есть обучающиеся:

    с тяжелыми нарушениями  речи –  2 чел.,

    с задержкой психического развития – 2 чел.,

    с нарушением интеллекта - 14 чел.

    Формы организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ:

    • обучающиеся с ОВЗ, имеющие тяжелые речевые нарушения, задержку психического развития, обучаются инклюзивно в общеобразовательных классах;
    • обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучаются инклюзивно в общеобразовательных классах;
    • дети – инвалиды, обучаются инклюзивно в общеобразовательных классах;

    Программы 

    Доступность образовательной среды организации для инклюзивного образования

     Для обеспечения доступа в здание школы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья крыльцо  оборудовано пандусам. На входе в здание размещены тактильные мнемосхемы: движение по кабинетам, информация о школе. У центрального входа в школу для вызова дежурного оборудована  кнопка - звонок. Расширены дверные  проемы в местах общественного пользования, в классах для маломобильных обучающихся и граждан.

      Пространственная организация среды школы включает учебные кабинеты, оснащенные автоматизированными (в том числе интерактивными) рабочими местами, зонами отдыха.

     В учреждении имеются все необходимые средства обучения и воспитания (в том числе специальные) для коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

     Оборудованы кабинеты учителя - логопеда, педагога – психолога и дефектолога, технологии и  социально - бытовой ориентировки. Все кабинеты оснащены дидактическим материалам и необходимым оборудованием с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

    Объекты спорта представлены: зал адаптивной физической культуры, спортивные залы для проведения учебных занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Имеется спортивная площадка с искусственным покрытием.

    Библиотека в здании школы имеет рабочие зоны свободного доступа, оборудована читальным залом, так же имеется медиатека.

     В учреждении функционирует столовая на 70 мест. Питание осуществляется в обеденном зале, оборудованном с учетом особенностей доступности среды. Дети — инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья получают бесплатное питание при подтверждении получателем льготы.

     На базе школы имеется медицинский кабинет, оснащенный необходимым набором помещений и специализированным оборудованием. Деятельность по данному направлению осуществляет медицинский работник, закрепленный за учреждением на основании договора с  

    Служба психолого-педагогического сопровождения как структурный элемент организации,  созданный локальным актом организации.

    Деятельность психологической службы общеобразовательной организации по созданию благоприятных условий для обеспечения образовательного процесса организована в соответствии с положением (приказ №      от 22 марта 2023 года),  и ее моделью, направлена на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, снижение рисков их дезадаптации, негативной социализации.

      Формами взаимодействия специалистов образовательных организаций, объединяющихся для сопровождения детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации являются:

      В соответствии с компонентами процесса сопровождения в учреждении определены формы и содержание работы специалистов сопровождения:

    • психологическая поддержка и сопровождение обучающихся в проблемных и трудных жизненных ситуациях;
    • диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития обучающихся, построении индивидуальной траектории образования обучающихся;
    • создание условий для самостоятельного осознанного выбора обучающимися профессии;
    • психологическая поддержка в создании условий для духовно - нравственного воспитания обучающихся;
    • психолого - педагогическое сопровождение одаренных детей;
    • проведение мероприятий по профилактике и коррекции отклоняющегося (агрессивного, аддиктивного, асоциального, виктимного, суицидального и т.п.);
    • профилактика насилия и защита детей от информации, наносящей вред их психическому здоровью и нравственному развитию;
    • содействие развитию межкультурной компетенции и толерантности;
    • психолого - педагогическое сопровождение процессов коррекционно - развивающего обучения, воспитания, социальной адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

    психологическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей) обучающихся, педагогов по вопросам обучения, воспитания, поведения, развития.

    Психолого - педагогический консилиум  организации

    В школе создан постоянно действующий психолого - педагогический консилиум, состоящий из  специалистов, объединенных общими целями,  реализующими психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ (в соответствии с индивидуальной образовательной программой) и всех субъектов инклюзивной образовательной среды. (Приказ от   01.09.2023г. № 01-04139/1)

      Целью работы консилиума является: выявление обучающихся, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы, в развитии и социальной адаптации, имеющих отклонения в поведении, и своевременное направление их на ПМПК  (в ситуации изменения образовательного маршрута или получения иной формы образования), а также комплексного психолого - педагогического сопровождения обучающихся, в том числе в соответствии с рекомендациями ПМПК.

      В состав психолого - педагогического консилиума входят:

    • председатель ППк - заместитель руководителя организации;
    •  педагог- психолог;
    • дефектолог;
    • социальный педагог;
    • учитель – логопед;
    • педагоги, работающие в классе.

      Заседания ППк проводятся согласно графику работы ППК .

    График работы ППк на 2023-2024 учебный год

    Приказ о создании ППК

    Существующая практика инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в организации

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie